Дорогие ребята!

Для вас есть подборка сайтов с интернет-олимпиадами и конкурсами, которые вы можете найти на странице «Олимпиады и конкурсы». Кликнув  на логотип, вы сразу попадете на выбранный сайт с международными и всероссийскими олимпиадами.

На странице «Ученикам» содержатся  презентации различных игр, викторин, конкурсов, кроссвордов, а также «Тренажеры» которые представят вам возможность проверить свои знания по различным темам или закрепить изученный на уроке материал.

Для тех ребят, которые испытывают затруднения в выполнении заданий или что-то немного подзабыл, подборка памяток на странице «Памятки»

Уважаемые родители!

На сайте в разделе «РОДИТЕЛЯМ» вы сможете получить полезную информацию по воспитанию своего ребенка.

Уважаемые педагоги!

У вас есть возможность познакомиться с моими методическими материалами и материалами коллег. Здесь вы сможете найти разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации, тренажёры, КИМы, программы, материалы для работы с родителями и многое другое.

Материалы, представленные на сайте http://учитель.ру52.рф, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.

postheadericon Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы — неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.

 

  • Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
  • Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
  • Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
  • Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
  • Желателен текст с иллюстрациями.
  • Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
  • Разделять текст на небольшие смысловые части.
  • В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
  • При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
  • Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
  • Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
  • Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
  • Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
  • Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
  • Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
  • Предусмотреть работу в парах, в группах.
  • Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
  • Предлагать четкие алгоритмы для работы.
  • Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
  • Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
  • Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
  • Обязательное использование наглядных средств.
  • В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
  • Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
  • Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
  • Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
  • Побуждение ребенка к повторению задания.
  • Задание можно формулировать в несколько этапов.
  • При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
  • Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
  • Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
  • Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
  • Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
  • Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
  • Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
  • Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

 

Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

 

Используемая литература:

  1. Белопольская Н.Л. «Некоторые вопросы консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»//Дефектология. 1999.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». – М., 1998.
  3. Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93
  4. Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» — М.: «ПЕДАГОГИКА – ПРЕСС», 1993
  5. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.: ил.
  6. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: «Ось-89», 2001. – 96 с.
  7. Петров А.П., Серова Г.А. и др. «Волшебная страна сказок» /Программа «Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья» — «Российский детский фонд», 2007
  8. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» — Издательство «Школьная пресса», 2004, 2005

 

Комментарии закрыты.

Сухомлинский В.А.

Сколько бы хороших слов не произносил учитель, они останутся для учеников пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов.